Малый бизнес

Малый бизнес в России

Малый бизнес развивается в России не благодаря, а скорее, вопреки государственной политике. Люди постепенно начинают чувствовать себя собственниками, стремятся к экономической самостоятельности. Они готовы рисковать своими деньгами и инергией. Иногда — всем что у них есть. Их не страшат бюракратические препоны и организационные трудности, зависть или рэкет. Нет, а нашей стране люди открывают свое дело вовсе не только для того, чтобы увеличить свои доходы, но и для того, чтобы доказать свое право на самостоятельность — себе и окружающим.

Когда в 1992 году начались шоковые реформы в России, реформаторы позаботились о таком изменении налоговой системы, чтобы фискальные сборы обгоняли инфляцию (чего стоило авансовые начисления налогов). Поддержки стремления человека организовать свое дело — как это было во многих странах восточной Европы — в России не было с самого начала. Власть относилась и сейчась относится к малому Бизнесу чисто потребительски: ПЛАТИ, ПЛАТИ, ПЛАТИ. И Бизнес отвечает тем, чем может: «Уходит в тень». Часто не по доброй воле, вынужденно, будучи не в состоянии платить.

Ладно бы власть не мешала человеческой предприимчивости. Энергия предприимчивых людей всегда найдет малейшую дырочку, использует любой шанс. Но власть все увеличивала налоги, выстраивала все новые и новые бюракратические перепоны бизнесу и, наконец, запутавшись в собственных ошибках, ударила по стране кризисом 17 августа 1998 года. Кризисом который стал » Вторым изданием» шокового 1992 года.

Кризис коснулся не всех в равной степени. Крестьяне почувствовали его частично, полагаясь на подсобное хозяйство и давно забыв, что такое  настоящие деньги, проводя натуральный обмен в рамках своих замкнутых крестьянских хозяйств. А жители  крупных городов в сентябре 1998 года ощутили мощный удар по себе, по своему самосознанию. Пошатнулась вера в обещания правительства, банкиров, и в результате — потерянные вклады, рост цен, паника в магазинах.

Главная жертва этого кризиса — нарождающийся средний класс России, а так же малый и средний бизнес. Как раз для тех людей, кто смог поднятся на ноги за последние годы, кормил семью и платил налоги, кто офицально получал не плохую заработную плату и имел сбережения в банках — для них 17 августа обернулось крушением жизненных ценностей.

Ещё вчера они имели хорошую работу, имели свое дело, строили планы на будующее. И вот, все, чего они добивались, перечеркнуто и потеряно. Крупному бизнесу не так страшно, он по природе своей — международный. Потери в России можно покрыть за счет экспорта, удачных предприятий в других странах, можно, просто вывезти капитал. Самый сильный удар пришелся как раз по тому слою деловых людей и служащих, чьи корни здесь, чьи интересы целиком связаны с Россией, кто поверил в стабильность рубля, в надежность Российских государственных ценных бумаг. А выйграли те, кто не поверил, кто хранил деньги в долларах внутри страны или за рубежем.

И тем не менее сектор малого и среднего предпринимательства в России существует и будет существовать. Однако он сильно отличается от секторов малого бизнеса в экономических развитых странах.

В развитых экономических условиях малый бизнес выполняет три функции: экономическу, социальную и иновационную. Малый бизнес занимает многие ниши в экономике, которые не выгодно занимать крупным корпорациям, любо составляет им серьезную конкуренцию, так как он более мобилен и оперативен, чем неповоротливые гиганты. Он дает выход предпринимательской энергии людей и смягчает их экономические трудности. Как правило, именно через малые предприятия пробивают себе дорогу в жизнь многие изобретения — как мелкие, так и меняющие жизнь целых поколений.

В России пожалуй была достигнута только одна из целей малого бизнеса — насыщение рынка потребительскими товарами и услугами за счет развития розничной торговли, мелкооптовых импортных поставок, развития сектора услуг. Рост собственного производства, занятости, увеличение поступления налогов в бюджете, широкое внедрение иноваций — все эти задачи малого бизнеса весьма далеки от своего разрешения.

Мировая практика показывает, что потенциал малого и среднего бизнеса огромен. В ряде развитых стран он дает 30-50% валового внутреннего продукта, свыше 50% всех поступлений в государственный бюджет. Он обеспечивает иногда до 70% общего числа рабочих мест. Однако в России роль мало бизнеса по любым оценкам намного скромнее. В экономически развитых странах колличество малых предприятий на 1000 жителей состовляет от 35 (во Франции) до 74 (в США), в тоже время как в России чуть более 6. После периода быстрого возникновения в начальные два-три года реформ колличество малых предприятий и людей, занятых частным предпринимательством, практически не растет.

Портрет хозяина «своего дела»

Малый бизнес в России

Кто сегодня в России рискует заводить свое дело?

В большинстве случаев это люди зрелого возраста (более 29% опрошенных — в возрасте от 30 до 39 лет, 34% — в возрасте от 40 до 49 лет, 23% — от 50 до 59 лет. Лишь по 6% составляют предприниматели до 29 лет и старше 60 лет).

Это люди семейные 83%: ведь крепкая семья — это «Надёжный тыл»

Весьма высок и оброзовательный уровень предпринимателей.  Более 82% имеют сегодня законченое высшее образование, а почти у десятого есть второе образование. Наиболее высокий процент предпринимателей с техническим образованием — 71%, на втором месте экономическое образование — 15%, затем медецинское 6%, юридическое — 4%, естевственно научное — 4%, прочее гуманитарное образование — 6%.

У большинства опрошенных ранее имелся опыт руководящей работы. Более четверти опрошенных до того, как занятся предпринимательством, уже были руководителями предприятий. Почти половина начинала свою трудовую деятельность на должности специалистов с высшим образование. А если судить по последнему месту работы до прихода в предпринимательство, то 94% — специалисты или руководители разного уровня.

Итак на сегодняшний день предприниматель — мужчина средних лет (от 30 до 50), семейный, высокообразованный специалист, «Технарь», с опытом руководящей работы. Конечно если учесть не только владельцев предприятий, но и занимающихся трудовой деятельностью (ИТД), ситуация несколько изменится: будет больше женщин, ниже уровень образования и социальный статус.

Удивительно, но даже самый малый бизнес, без образования юридического лица, без счета в банке и бухгалтерии, оказался доступен лишь немногим наиболее энергичным. Так, по опросам лишь 3% населения занимаюся предпринимательством в дополнение к своей основной работе. Для простого человека свой бизнес почему-то оказался практически закрыт.

Малый бизнес практически не занимается производством. Лишь четверть индивидуальных предпринимателей занята в производственной сфере (Фермы, сельское хозяйство, ремонт, строительство), свыше трети — «челноки», ещё четверть торгует в ларьках и магазинах. Доля производственников среди частных предприятий — юридических лиц ещё меньше: 12% (бытовое обслуживание и общепит — 50%, торговля — 35%.

В целом занятие бизнесом оправдывает себя: уровень благосостояния предприимчивых людей выше, чем людей, наемного труда. Однако вряд ли намного. Примерно в двое выше чем у работников наемного труда. 

Однако легко ли заниматься бизнесом в России? Очень не легко.

Что значит «вести свое дело»?

Свое дело. Проблемы малого бизнеса

Для того, чтобы понять всю сложность положения хозяина сво¬его дела в современной России, можно сопоставить следующие данные опросов.

Мы видим полную асимметрию в отношениях малого бизнеса и государства. С одной стороны, человек стремится не нарушать законы, установленные государством, а с другой — не считает, что государство может ему помочь в критической ситуации (т. е. ког¬да кто-то действует против него, нарушая закон). Понятно, что государство для бизнесмена предстает только в своей фискальной и карательной роли и практически ничем не помогает в создании благоприятных условий для бизнеса.

Люди, занимающиеся малым бизнесом, в случае нарушения деловых обязательств редко обращаются в суд или арбитраж (13-21% опрошенных; для сравнения: в крупном и среднем бизнесе эта цифра составляет 71%). Примерно таков же процент тех, кто пробует применить силу (11-20%). Свыше половины будут пытаться убедить, уговорить — конечно, в большинстве случаев безрезультатно.

Только 20% предпринимателей считают, что сегодня возможна успевшая деятельность без взяток, а 65% лично сталкивались с коррупцией. Впрочем, вину за взяточничество возлагают толь-ко на бюрократов лишь четверть предпринимателей; 35% счита¬ют, что в этой ситуации виноваты в равной мере чиновники и предприниматели.

С одной стороны — продажные чиновники, с другой — так на¬зываемое «силовое предпринимательство». Лично сталкивались с угрозами и силовым вымогательством 42% предпринимателей (но только 3% — часто). Почти 80% считают, что в российском бизнесе придется с этим столкнуться. Более половины предпринимателей имеют специальные расходы на безопасность.

Заметим, что мнение о полной криминализованности малого бизнеса сильно преувеличено. Так было в начале реформ. Сегодня даже преступные группировки прошли путь от примитив-ного рэкета к легальному контролю и участию в капитале «опе-каемых» фирм. Серьезную конкуренцию им составляют госу-дарственные охранные структуры (легально и частным образом), а также растущие охранные фирмы. В целом, ситуация с сило-вым предпринимательством более или менее стабилизировалась на не очень высоком уровне.

Однако в том, что касается уплаты налогов, ситуация не улучшается. Уплата налогов (очень немаленьких и зачастую не связанных с доходами человека или малого предприятия) представляется предпринимателям несправедливой. За эти налоги они ничего или почти ничего не получают от государства. Даже такой малости, как поддержание «правил игры» на рынке. А налоги весьма высоки и сложны в уплате. Даже по мнению офици¬альных правительственных структур, свыше половины объема розничного товарооборота и платных услуг предоставляется «теневым» образом, т. е. без фиксации в отчетности и уплаты налогов. По итогам опроса предпринимателей бесспорный лидер незаконных хозяйственных операций в современной российской экономике — уход от налогов (на это указали 84% ответивших).

Вести свое дело в современной России очень непросто: предприниматель работает в условиях высоких налогов, коррупции среди чиновников, силовых воздействий, невыполнения партнерами деловых обязательств, ограниченности своих ресурсов, многочисленных проверок и т. п.

Похожие записи